Об образовании

Об образовании

В начале 1989 года мы, тогда трое единомышленников Алексеев С.Ю., Сулименко С.Д. и я, собрались вместе, чтобы вдохнуть новую жизнь в, как нам казалось, заскорузлую, а потому неприемлемую структуру программы «Основы архитектурного проектирования». Не устраивало в ней очень многое, но особенно раздражали упражнения по композиции объёмов. Монументы и прочая выдумка. И в те стародавние времена, и сейчас, я не сомневаюсь, что материал архитектуры — это пространство. «Объёмы» или их разнообразные сочетания не имеют отношения к архитектуре, а поэтому не должны присутствовать в начале очень сложного пути освоения основного материала архитектуры — пространства.

Программа была рассчитана на один учебный год. Последовательность заданий предполагалась следующая:

  1. Освоение открытого пространства.
  2. Освоение наперёд заданного закрытого пространства.
  3. Проект небольшого павильона  в парке на рельефе.
  4. Проект жилого пространства на небольшом участке.

Такая последовательность была выбрана не случайно, именно такой путь позволяет подойти к проектному освоению частного жилого пространства.

Пространство жилища самое богатое, так как сочетает в себе разнообразие и активность общественного и неповторимость пространства сна. Более богатого по смыслу пространственного организма, чем жилой дом, в мире нет.

 
Второй год обучения студентов архитектурного факультета посвящен введению в профессию. Чему способствуют уже упомянутые упражнения (курсовые проекты), основной задачей которых является создание пространственно-смысловой целостности в конкретной топографической ситуации.
Такое утверждение может показаться парадоксальным, но это ГЛАВНАЯ и ЕДИНСТВЕННАЯ задача АРХИТЕКТУРЫ. Задача эта возникает перед любым практикующим архитектором. Следовательно, учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы студент поэтапно смог познакомиться с основными путями освоения пространства.

Первая трудность с которой сталкивается студент и преподаватель, это выбор темы проекта. И здесь важна максимальная осведомлённость студента в технологической составляющей того события, которые будет пространственно представлено в результате выполнения упражнения.

Для достижения этой цели предлагаются следующие шаги.

Самый ПЕРВЫЙ ШАГ совсем не архитектурный, но необходимый, так как служит мостиком из прошлого ученичества в новый мир постижения профессии.

Я предлагаю студенту составить текст о себе. Писать прошу откровенно о своих увлечениях, исключая любовь к архитектуре, как естественному чувству к выбранной профессии. Текст пишется в течение одного занятия.
Следующее занятие посвящается беседе с каждым студентом, рассмотрением им представленного текста. Результатом каждой такой встречи становится появление темы проекта.

Позволю себе некоторое объяснение.
Текст, написанный студентом, даёт мне возможность  увидеть  молодого человека сразу  целиком.  Манера составления текста  обнаруживает способность студента формулировать собственные мысли, давая представление о структуре личности, его увлечениях, семье и т. п., то есть помогает обнаружить полноту его внутреннего мира.

Во время обсуждения текстов выясняется та область интересов молодых людей, которую можно наиболее четко сформулировать и, что немаловажно, обеспечить её пространственную реализацию. Так находится ИМЯ ПРОЕКТУ.

Из опыта ведения проекта смею утверждать, что круг интересов молодых людей обычно включает  музыкальные, спортивные занятия, реже путешествия. Также нечасто встречаются персональные предпочтения – это могут быть любимые писатели, художники, скульпторы и пр.

Из вышеперечисленных тем, каждая распадается на несколько более любимых, а потому и освоенных. Так, например, музыкальные пристрастия, наиболее часто встречаемые, делятся на РОК, который в свою очередь бывает разным, классическую музыку без конкретных композиторов и т.н. попсу (правда попса встречается крайне редко). Спорт представлен также широко и т.д.

Очень важным моментом в выявлении темы проекта, наряду со знанием предмета, является возможность его (предмета) пространственной реализации.

А пространственно реализовано может только ДЕЙСТВИЕ.

Мой опыт даёт мне определённую уверенность заявить, что ПРОСТРАНСТВО и ДЕЙСТВИЕ по сути ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.
ДЕЙСТВИЕ всегда разворачивается в ПРОСТРАНСТВЕ, а соответствующим образом сформированное ПРОСТРАНСТВО предполагает набор предполагаемых действий.

 

ВТОРОЙ ШАГ продолжает ПЕРВЫЙ.

Теперь текст пишется  для того, чтобы студент мог наиболее полно и развёрнуто представить себе содержание проекта, наметить способ существования, найти характерные, только его проекту  присущие моменты как пространственные, так и временные. А для того, чтобы все  выявленные качества не рассыпались на составляющие, необходим творческий акт —  ПОИМЕНОВАНИЕ.

Тем самым через ТЕКСТ – ИМЯ, студент может максимально приблизиться к сути проектируемого предмета.

В данном случае ПРОСТРАНСТВЕННОМУ ПРАЗДНИЧНОМУ ДЕЙСТВУ, происходящему среди обыденности.

ПРАЗДНИК всегда ЕДИНСТВЕННОСТЬ и НЕПОВТОРИМОСТЬ.

Пространство ПРАЗДНИКА в обыденном продолжении своего существования навсегда сохраняет ему присущие черты.

 

Итак, первый этап — составление ТЕКСТОВ.

Занятие это замечательно тем, что даёт студенту возможность совершить первый шаг на пути освоения профессии, – текст становится началом структурирования впечатлений, переводом их на новый уровень, уровень логического конструирования.

Этап этот должен закончиться актом ПОИМЕНОВАНИЯ.

Следующий шаг — на основании составленного текстуального портрета ( ИМЕНИ), явить целостный зрительный образ.

Это задача КОЛЛАЖА.

Коллаж – это те самые зрительные впечатления, которые прошли сепаратор логически выстроенного текста, ИМЕНИ, чтобы вернуть теме образную целостность. Коллаж строится в соответствии с главным принципом – никаких  рисунков самого студента. Только поиск необходимых образов среди подручных материалов, журнальных вырезок, фотографий, текстов и др. (СРЕДИ ОБРАЗОВ МИРА)

Как некоторое отступление – необходимо отметить, что сам процесс развивается совершенно естественно, от  структурирования переходит к созданию целого.

Целым — в данном эпизоде становится КОЛЛАЖ.

Следующим этапом становится анализ коллажа. Вместе с преподавателем выясняются наиболее близкие пониманию студента фрагменты коллажа, которые в последствие становятся вроде станового хребта дальнейшей проектной работы.

Только после такой кропотливой подготовительной работы – выход в ПРОСТРАНСТВО.

Для того, чтобы этот самый важный шаг прошел без излишнего напряжения, необходимо продолжить игровую ситуацию, связанную с работой над КОЛЛАЖЕМ.

Теперь плоскостной КОЛЛАЖ должен стараниями студента развернуться в ПРОСТРАНСТВЕ. В пространственном коллаже обычно уже присутствуют некоторые структурные элементы, дающие в дальнейшем возможность перевести их в разряд архитектурных конструкций.  Материалы, применяемые при исполнении  коллажа, могут быть самыми разнообразные, только не белая   бумага.   Коллаж должен быть многоцветен, ярок и безусловно непредсказуем. В работе над коллажом обычно участвуют параллельно как рассудок, так и подкорка.  Именно такое сочетание позволяет получить, а впоследствии и проанализировать коллаж, как целостное пространственное представление учащегося на заданную тему.

 

Несколько слов о коллаже.

Луис Канн ввёл понятие – предформа. Нет смысла задерживать внимание на точной его расшифровке. Мне представляется, что это есть пространственно-смысловое единство, предшествующее самой форме. Это некое зёрнышко, в котором существует как в проекте всё пространственное будущее замысла, некий ген будущего пространственного организма.

Возникновение такого цельного явления, как ген пространственного организма, не может явиться из некоторых, даже очень длительных размышлений, тем более рассуждений.

Мне представляется, что этот акт ПОЭТИЧЕСКИЙ.

Это акт ВЫДОХА.

У КАЖДОГО ИЗ НАС СВОЙ  В Ы Д О Х.

В каком- то американском фантастическом фильме кладбище представляло собой множество воздушных шариков, которые, как оказалось, были последними выдохами покойных.

У каждого человека – свой выдох и свой вздох, также  как и подпись.

К.С.Мельников, когда знакомился со  студентами своего курса, писал на доске их фамилии. После он предлагал каждому из них выйти и поставить у соответствующей фамилии  свою же роспись. После этой процедуры он говорил молодым людям: «У каждого из вас неповторимая подпись, вот такими, неповторимыми должны быть ваши проекты».

 

У молодого человека – будущего архитектора — чувство первого вздоха необходимо поддерживать. Это — чувство. А следовательно, оно всегда личностно, всегда индивидуально.

Это тот фрагмент жизни в профессии, который необходимо студентам тренировать, а преподавателям — лелеять.

Всему остальному необходимо научать.

КОЛЛАЖ и только КОЛЛАЖ по моему глубокому убеждению предоставляет возможность такой тренировки.

Именно поэтому мною на определённом этапе подготовки студентам предлагается создать свой пространственно- смысловой В З Д О Х, даже где-то, В О П Л Ь.

 

Подведём первые итоги.

Первое упражнение – сочинение о себе.
Работа над текстом и его обсуждение должно занять не более одного занятия.

Второе упражнение – сочинение на уже определённую ПОИМЕНОВАНУЮ тему — это всегда задание на дом.  В это же задании выполняется плоскостной коллаж.
В аудитории это домашнее задание обсуждается с преподавателем.

Следующий шаг – объёмный коллаж. Работа над ним начинается в аудитории, а продолжается  дома.
На третьем занятии должен завершиться выход в пространство символов, (объёмный коллаж).
На этом же занятии обсуждается каждый мало-мальски значимый символ, извлеченный из пространства коллажа.
Пространственный символ, как спрессованная реальность,  обладает возможностью  разворачиваться в конкретных обстоятельствах в соответствие с нашим, авторским видением.
Весь процесс создания коллажа – акт безусловно творческий.  
Учащийся после создания коллажа должен совместно с преподавателем его проанализировать.
Объёмный коллаж необходимо зафиксировать на цифровом носителе.

Тексты, фотофиксация должны присутствовать на каждом последующем занятии, как источник всех последующих проектных поступков. К ним необходимо возвращаться, когда начинает теряться нить проектирования, когда возникают сомнения. А возникают они достаточно часто.

Выход  из коллажа, при достаточной доли фантазии, как у студента, так и преподавателя становится определяющим для дальнейшей проектной работы. Для этого необходимо, хотя бы, знание преподавателем элементов конструкций и, общая для обоих, подготовка по начертательной геометрии.

Первое задание – освоение открытого пространства – даёт возможность учащимся создать пространство ИМЕНИ и самыми доступными способами выявить различие между ИМЕНЕМ и безымянностью. Да, первое задание предлагает путь от обнаружения смысла, к его поименованию, с последующей наиболее адекватной пространственной реализацией.

Во втором задании мне представляется не надо менять тему упражнения.

Но сосредоточить всё внимание на выяснении принципиальной разницы между существованием ИМЕНИ в открытом, свободном ПРОСТРАНСТВЕ, и

Того же ИМЕНИ, но уже в произвольно ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
(вживление СМЫСЛА в наперед заданную пространственную структуру несёт в себе определённые реконструктивные начала).

В третьем задании особое внимание должно быть уделено  определению границы ПРОСТРАНСТВА – ИМЕНИ и поименованного городского ПРОСТРАНСТВА.

Заключительное задание, второго года обучения предполагает проектирование жилого дома на небольшом участке.
Этому как наиболее важному звену обучения посвящаю более подробное и развёрнутое описание в главе «О Доме«.