Версия Города

Версия Города

Эта версия появилась в процессе игры, проводимой командой игротехников под руководством Щедровицкого в Ростове, в начале 1988 года, точнее сразу после новогодних праздников.

Оценку игре я давать не буду, возможно, когда-нибудь… Сам же феномен мгновенного появления целостного взгляда на проблему мне кажется заслуживающим внимания. Что же такое город, мне открылось именно во время игры, которая начиналась в школе на набережной, а потом, после окончания каникул перешла на теплоход. Именно в одной из кают мной была выдохнута, как некая поэма, версия города, причем некоторые понятия задолго до этого были мной сформулированы.

Так, например, искусство – как искус, искушение было почерпнуто в одной несостоявшейся диссертации, но основной упор был там сделан на то, что искусство, как искушение, воздействует на потребителя.
Для меня же основным смыслом искусства является акт искушения неизвестного и через искушение (опыт) – открытие. Знание тогда уже мною рассматривалось как модель природы. Культура же была определена уже на этом выдохе, как знание, реализованное в связях.

Итак, есть природа – всё, что нас окружает.

Искусство – способ искушения природы и тем самым единственный способ войти в контакт с неизвестным, то есть с природой. Знание – модель природы, полученная после бесчисленных актов искусства. Культура – знание, реализованное в связях.

Вот записи того времени.

Культура – это структура, способствующая сохранению и реализации знаний.
Природа реализуется в знании только через искусство.
Знание является людям только через культуру и в культуре.
Коль знание есть модель природы, то природа явлена людям в культуре.
Культура – реализация нашего представления о природе.
Человек сельский – человек космический.
Сельский человек, живя в единстве (любви) с природой не нуждается в отвлеченном знании. Знание его было конкретно, как конкретны задачи им ставленые и решаемые.
Природа за его труд давала ему всё необходимое для существования.
Человек вышедший из природы (отщепенец), потерявший связь с природой, находится с ней в иных отношениях.
Природа ему уже больше не дарит, а он вынужден у неё брать, а еще точнее отбирать.
Из целого Я – Природа появляется отдельно Я и отдельно Природа.
Если Я – Природа отношения внутри, и потому пассивные, то Я и Природа уже взаимоотношения и потому активные.
Теперь Я ищет то, что заменит ему кормящую мать-природу, а также даст силы в борьбе за своё существование раздельно с Природой. В этот момент и возникает необходимость в знании. Знание – это модель мира, природы. Модель природы, которую строит человек Я.
Знание – это та сила, которая помогает Я бороться с природой. Появляется новая связка Я – Знание.
Итак, знание – модель мира; знание – новая природа; знание- сила.
Следовательно, знание – это необходимость для Я – отщепенца.

***

Знание необходимо добывать, хранить и реализовывать.
Знание добывается у природы посредством её искушения. По-русски еще это действие называется опытом (опыт – пыт–ка).
Именно искушение, испытание, постановка вопроса и требование ответа – есть искусство. Приобретение знаний способом изъятия их у природы есть искус – искусство. Человек, искушающий природу (неизвестное), занимается искусством.
Так что, искушение природы звуком – музыка; цветом – живопись; плотностью – скульптура; пространством – архитектура.

Следовательно:

Искусство – предзнание и необходимое его, знания условие. Самое главное – то, что акт искусства возможен только в том случае, когда природа ответит искушающему. А отвечает она не всем. А только избранным и то не всегда. Поэтому тот, кому ответит природа – есть человек искусства. Независимо от того какую область природы человек искушает. Акт искусства всегда уникален и неповторим и очень интимен. Акт искусства – подвиг одного человека.

В мире очень мало людей способных искушать природу и получать знание. Знание – это, в конечном счете, и тепло и свет и пища, которые отнимаются у природы. Если есть знание, то всё остальное возможно.

Природа – бесконечна;
модель её – знание, тоже бесконечно;
жизнь – бесконечна;
человек – конечен.

Отсюда следует, что носителем отвлеченного знания не может быть один человек. Поэтому знания живы только в передаче (только среди людей). Точнее в момент передачи. Первый способ передачи знаний изусный. Теперь можно с уверенностью сказать, что отщепенцы собираются вместе, чтобы охранять, передавая, друг другу единственное своё достояние – знание, извлеченное из природы, то есть отвлеченное. Отщепенцы, потеряв природу, вынуждены объединяться, чтобы охранять знания, чтобы передавать знания, чтобы культивировать знания.

Тем самым они создают модель природы – знания.

Так как человек – часть целого (природы), то основное его свойство – быть частью целого. В таком случае отщепенец заменяет природу её моделью – знанием, и тем самым удовлетворяет свою потребность быть частью. Но он не может один существовать в знании, так как знание живёт только в передаче. Поэтому появляется связка мы — знание. Сеть, накинутая на знание – есть культура. Знание, реализованное в связях – есть культура.

На игре я привёл следующий пример:
«У нас в стране была на высоком уровне академическая наука, но реализация практически отсутствовала, то есть сеть имела такую большую ячейку, что знание проскакивало, не задерживаясь. Такое состояние можно характеризовать, как низкокультурное.»
«Япония, не обладала таким потенциалом, как наш. Тем не менее, приобретая патенты (фрагменты знаний), добивалась максимальной их реализации». Здесь сеть, накинутая, на знания оказалась настолько мелкой, что никакая частица знаний не проскользнёт, не реализовавшись. Это свидетельство высокой культуры.

«Любое замкнутое человеческое общество, первобытное племя, папуасы острова Новой Гвинеи обладают принципиально теми же основными знаниями, что и другие. Но их жизнь – ритуал. Сеть наброшенная на знание этого племени, практически не обладает ячейками. В этом смысле их культура совершенна. Как ни парадоксально. Область хранения и реализации знания — область культуры.

Практически все человеческие отношения в пространстве хранения, передачи и реализации знаний – отношения культуры. Лишь слой выхода из области культуры — знаний в область природы внекультурен.
Это область предзнания – область искусства.Любой акт искусства – некультурен.
Люди совершающие эти акты – некультурны. Людей совершающих подобные акты ничтожно мало.

В одной беседе, а именно тогда же, на игре, я сравнивал пространство знаний со сферой, соприкасающейся с неизвестным (природой), так именно тогда мой собеседник сравнил людей искусства с антеннами, торчащими из сферы знания в неизвестном.
Теперь вполне можно представить Эйнштейна в одних носках и так далее.
Без них, без некультурных (людей искусства) невозможно существование пространства культуры, то есть общества.

Поликультурные, находясь лишь частично в пространстве культуры, обладают значительно большей степенью свободы. Они более независимы от матери – культуры. Эти люди либо гении, либо идиоты.
Культуре свойственно воспроизводство. Для чего необходимо воспроизводство индивидов – людей культуры; производство орудий культуры; производство атрибутов культуры; если в пункте 1 сфера образования, то пункт 2 и 3 можно назвать – промысел.
Возвращаюсь к текстам того времени. Город – центр приобретения, хранения и реализации знаний (отвлечённых).
Если второй и третий пункт определения свидетельствует о наличии культуры, то первый пункт – приобретение знаний предполагает Искусство, как единственный способ извлечения Знания.

Я всё время говорю о Городе, но что бы быть точным, следует говорить о городской культуре, то есть о культуре отщепенцев. Возникает необходимость определить (ограничить) понятие город.
Город – это пространственная реализация культуры отвлеченных знаний.
Село – это пространственная реализация культуры конкретные знания.

Отвлеченные знания – модель природы. Носители этих (отвлеченных) знаний – некие сообщества горожан, зависимые именно от процесса сохранения знаний, так как последние могут существовать только в передаче. Сельские люди – обладатели конкретных знаний и, потому не зависимы друг от друга, а только от матери природы. Город предполагает несвободу каждого горожанина друг по отношению к другу, но свободу по отношению к матери природе. Свобода по отношению к природе возможна только при одном условии, — если это игра.

Селянин не свободен по отношению к матери – природе, но свободен в отношении к себе же подобным – селянам. Село – это пространство, дающее урожай Природный. Город – это пространство, дающее урожай знаний. Город – это искусственное и поэтому истинно-человеческое образование. Материал, из которого созданы природа и город – пространство. Природное пространство бессмысленно и потому прекрасно. Городское пространство осмысленно и потому жизнеспособно.
Город – система осмысленных пространств. Плотность города, интенсивность использования городских пространств – пространств знания – основная характеристика уровня городской культуры. Город – пространство хранения и реализации знаний.

Здесь должна находиться диаграмма, состоящая из двух кругов. Левый круг – это природа. Правый — знание, причём круг, определяющий знание, накрывает круг природы, примерно на одну четверть. Эта самая четверть и есть искусство.
Я повторяю – знание есть модель природы. Знание извлекается из природы только искусством.
Знание, реализованное в связях — есть культура.

Что эта фигура означает?

Во – первых. Искусство невозможно без природы.
Во – вторых. Искусство невозможно без культуры.
И что самое главное – искусство не возможно без свободы, так как оно находится вне природы и вне культуры.

В виду того что, культура опосредованно (через знание) – порождение искусства, то искусство, безусловно, тяготеет к культуре и тяготится культурой. Тяготеет, потому что искусство, искушая природу, создаёт знание – основание культуры.
И тяготится оттого, что всё культурное, всё структурированное убивает всякую свободу искушения, то есть убивает искусство. Так как искусство летуче и неуживчиво, то ему возможно надо поклоняться, так как без него нет культуры, нет городской цивилизации. Все силы в городе должны быть направлены культивирование искусства, при полном невмешательстве в его дела. Зная, что уйдёт искусство – погибнет культура. Исчезнут отщепенцы.

27.09.89.

Все человеческие устремления – это попытка овладеть временем, то есть путь в бессмертие.
Город – это пространственно – временное единство. Создавая городскую пространственную плотность, отщепенцы, тем самым создавали своё городское время. Пространственная плотность – это плотность времени. Каждое городское пространство, имеющее имя, обладает своей плотностью и, следовательно – своим временем. В поименованных пространствах существует только им присущая плотность встреч, плотность жизни, и поэтому свой характер течения времени. Оно в городе более плотное, чем где – либо ещё.

Человек, проживший в городе 80 лет, сравним с библейским старцем, прожившим 200 лет. Горец, проживший более ста лет, по плотности жизни сравним с юношей, или молодым человеком – горожанином.
Город, поэтому – слепок человеческого ответа на вопрос о бессмертии.
Городские пространства – это пространственно реализованное время.

Улицы – это вектор движения, это обнаруженное время. Площади – отсутствие движения. Отсутствие движения – отсутствие времени. Вся жизнь проходит между есть и нет. А может на самом деле проходит, но только между нет – есть. Мне иногда кажется, что человек живёт в основном только за счёт передачи знаний (информации). Так как изоляция человека, от какой – либо информации (информационный вакуум) приводит к сумасшествию. Человек здоров передавая информацию, либо за счёт передаваемой информации? Вот вопрос.
Природа – ощутима и непредсказуема, а потому зловеща. Знание – эфемерно, но понятно. Отвлечённость знаний предполагает невзаправдышность.
Если взаимоотношения с природой всегда серьёзны, а порой и губительны, то знания (модель природы) предполагают некоторую одомашненность, значит безопасность.

Город – произведение человеческого гения, овладевающего, сохраняющего и передающего знания (модель природы), создан, как пространство прирученной природы, кастрированной, а потому безопасной.
Жизнь в городе построена по законам понятным и потому безопасны.
Она либо напоминает игру, либо ею является.
Город – это операционный стол культуры, на котором препарируется природа. Люди искусства — это камикадзе, которых выращивают люди городские для того, чтобы те таскали им каштаны из огня.
Так как город – это сооружение знания и сооружен для того, избежать серьёзного, то жизнь в городе не может быть серьёзной, а потому это жизнь – игра. Тогда – человек городской – человек играющий.
Игра – выбор и поступок в контексте строгой регламентации. Игра всегда слепок культуры, её глубинный смысл и тренинг.

5.01.93.

Город – воплощенная культура. Культура – знание в связях. Или знание – реализованное. Человек членит пространство, чтобы создать время(извлечь время).
Всё это происходит (имеет место в пространстве). Структурированное пространство – время. Но пространство изначально структурировано, так как оно обладает различными плотностями и, следовательно, различными свойствами.
Отсюда, пространству имманентно присуще – время, причем каждой структуре пространства – своё. Все процессы, связанные со структурированием человеком природы можно назвать освоения. Человек – производное пространства, а освоение пространства – это извлечение своего времени. Человек – временен, а потому конечен.