Проект университетского городка и университетской библиотеки.
Автор: Станислав Смирнов.
Размышления:
Университет.
Высшие учебные заведения. В чем суть их?
Академия, институт, техникум, университет.
Если суть школы в культивации знаний, даже в выращивании человека, способного жить в современном мире, homo socium, то после школы…
Чтобы понять суть вузов, необходимо обратиться их истории. Первые засвидетельствованный вуз появился в Константинополе. Как университет он обозначил себя в 9 веке. В том же веке в Марокко образовался еще один университет. Далее XI, XIII, XIV век также были ознаменованы появлением высших учебных заведений.
В античное время образование неразрывно было связано с жизнью гражданина.
Следует заметить тот факт, что возможность обучения как отдельного рода деятельности имели только привилегированные индивиды общества.
Во всем остальном обществе на протяжении всей истории и, даже по сей день, образование было единым с жизнью в мире. Так сын кузнеца становился кузнецом не по диплому, а потому что жил и учился этому ремеслу, как философ был тот, кто этим жил.
Развитие наук вместе со становившейся невозможностью обучению им в процессе жизни, связанное со значительным расширением физических границ объятия ей определенного знания, или с ростом спроса, потребности в «мудрецах», способных двигать и осуществлять какую-то роль – все это обусловило необходимость искусственного прививания необходимых параметров отдельным индивидам.
Так, например, сорт овощей, выращенный в одном месте, в другом не растет всвязи, допустим, с погодными условиями. Но, развитие кулинарии там, где не растет, достигло такого уровня развития, при котором невозможно обойтись без этих овощей. Тогда, либо производится закупка там, где они есть, либо эти овощи выращивают в искусственных парниках.
Другой момент, характеризующий смысл высшего учебного заведения – специализация.
На протяжении истории цивилизацию двигали индивиды, хорошо знающие свое дело. До определенных пор сложность воспринимаемого мира и существующего общества охватывалась миропониманием и знаниями, выработанными в процессе жизни.
Сложность организации человеческой жизни возрастала, росли и потребности, как духовные, так и материальные.
Появились науки, как отдельные нити, выпущенные и движущиеся от клубка целостности жизни. В определенный момент сферы охвата «клубка» стало мало, для объятия выпущенных нитей. И тогда появляется специализация – развитие индивида, группы в пределах пущенной нити, собственно и двигающей её. Клубок, целое – осталось позади.
Как это понимать?
Допустим, моего объятия мира в целостное хватает до определенных границ. Но я решил заниматься математикой, и мой мир – клубок и тянущаяся из него нитка, в определенный момент эта ниточка становится отдельной от клубка, и бесконечно тянется…
О проблеме специализации писал Ортега-и-Гассет. Проблема состоит в том, что каждый индивид или группа знает одно, но не владеет другим, это порождает различные направления и течения во всех сферах жизни человечества, оттого и появляется ныне острые проблемы взаимодействия.
Но надо понимать, что сложность и разностороннее развитие зашло настолько далеко, что невозможно существование человечества без очень узких и глубоких специалистов. Таких как физик-ядерщик, или оптоволоконщик, или специалист по обработке оптического стекла, которых единицы в современном мире.
Именно вопрос специализации и востребованность индивидов, хорошо знающих определенные моменты, науки, течения, на мой взгляд, явился толчком для создания высших учебных заведений.
Университет, как развивающаяся, живущая структура, естественно рассматривать как организм. Как государство, в котором есть свое управление, свои жители, свои сферы деятельности. Высшие учебные заведения – это государства в государстве, неразрывно сплетенные вместе.
Смысл вузов заключается в наиболее полном обучении какого-либо направления науки, течения, движения.
Следовательно, достижение идеала этого понятия возможно в случае полного поглощения сферой изучения, деятельности жизни обучаемого. Т. е. возвращение к принципу образования до появления вузов.
\\\
Для того, чтобы наметить, возможно, верный путь к пониманию феномена высших учебных учреждений, можно проследить историю образования известнейших и естественных из них. Естественность их заключается в неразрывности их существа, экзистенции, и развития, явления, зарождения.
Университеты Кембриджа и Оксфорда.
Примечательно то, что изначально они не были университетами, как не становится городом какое-либо поселение. В начале своего существования они представляли собой один, а позже – несколько колледжей, и университетом они становились несколько позже. Если проанализировать карту, то станет очевидно, что университета, как такового, не существует, есть лишь университетская библиотека, административное здание университета, университетский парк, улицы, аллеи, «университетские» колледжи.
Так и в городе, есть кварталы, которые можно сосчитать, есть городская администрация и другие городские пространства. Так и в человеке, вот мои органы, вот мои сосуды, мои части тела, мое тело, а где «Я», где сознание и настроение? (см. М. Хайдеггер) Где та целостность, неосязаемая; как достигается полнота, до единства? Пересчетом вещей, её составляющих? Как можно собрать множество слов, сосчитать, «кинуть в кучу» и получится произведение? Или хотя бы предложение. Не из глав складывается повесть.
Та сверхъестественность, то неосязаемое нечто, связывающее, включающее в целое… можно еще тысячи метафор приводить, и не обозначить, выявить границы ого, что я пытаюсь нащупать, но это дело не одного толмута.
Итак, чувствуя близость понимания, можно сказать, что оно, сверхъестественное есть связь кварталов, улиц, площадей в город, а университетских пространств в университет. Это лишь понятия, нематериальные. Они материально выражают себя в символике: диплом университета, герб университета, университетские церемонии. Это все принадлежит университету, но ведь не является им самим.
Во время написания этого текста бывшая ростовская академия архитектуры и искусств, уже стала институтом архитектуры и искусств в составе южного федерального Университета. Материально не изменилось ничего, изменилось лишь в процессах, во взаимодействии внутри него, в символике, в мероприятиях.
По сути, в нас, студентах, ничего не изменилось, мы такие же, что и были до нас, но диплом у нас другой.
Именно такая сверхъестественность, над-материальность и отличает города.
Город, университет, я лишь в нашем сознании, или даже чувстве.
\\\
Перед нами встает невозможная, столь же божественная, сверхъестественная, над-материальная проблема, как и сам предмет разговора – создание, созидание целого.
Прежде я писал, что утверждение о том, что каждая часть Мира, как бесконечного, точнее целого, по сути тоже целое и бесконечное.
Суть целого — рекурсивность, бесконечность. Дело архитектора второе после дела мира, если хотите, бога. Выражение сути, экзистенции в пространстве являя целое и бесконечное.
\\\
Говоря о университете, высшем образовании человека в обществе, общественного человека, нельзя не понять, что же его отличает, характеризует. Ведь можно пойти в библиотеку, набрать книжек и стать образованней выпускника университета? Зачем и почему? Не будем впадать в антиномии и выражать бессмысленные мнения и точки зрения о феномене, а войдем в сам феномен, его суть.
Процессу образования в целом присущ характер живого общения. Если обратиться к истории, то увидим, что лекции и семинары проходят по методу диалектики, спора. Именно такое, бурлящее, живое знание дорого. Оно впитывается и варится в собственном соку, соприкасаясь с самим существом и сущностью.
Так консервированный продукт отличается от натурального тем, что последний стоит дороже, потому что он живет меньше, он чище. Консервированный же с примесями, порой совершенно иной.
Так и со знаниями, носитель информации мертвый (книга, винчестер и т.д.) и живой носитель – человек, в диалоге с которым происходит раскрытие одного другому. В случае с мертвым знанием важен посредник, которые расшифрует информацию, будь то язык русский, или язык декодирования вместе с компьютером. Исключаются посредники. И, несмотря на порой дороговизну и многочисленность посредников, наиболее ценно именно живое. Точнее: ценно – мертвое, бесценно – живое.
…
университет как город в городе, обособленный каким-либо образом от него. Либо собранный вместе, либо разрозненный, и с мощными над-материальными связями либо…
…
университет как принадлежащий городу, но являющий свою самость.
…
университет как пространство свободы, в котором явлены свободные люди, способные на искусство, на искушение мира с целью ведения с ней диалога, получения ответа.
…
университет как пространство живого знания. Котел, в котором бурлит суп, постоянно меняющийся но вечно цельный. Конференции, собрания, коллегии, дискуссии, диалоги. Центр связей, взаимодействия.
/////////
Что такое библиотека и что такое университетская библиотека? Энциклопедия трактует это понятие как «учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители».
Как-то скудно и недостаточно.
Раньше, до ХХ века, понятие библиотеки можно было раскрыть через «хранение, собирание и предоставление для пользования книги». Но, даже это – не суть феномена. Когда библиотека существует, как являет свою сущность. Вечно, пока есть стены и полки с книгами, или же в момент взаимодействия читателя с текстом книги и смыслом, переданным в ней? При первом варианте и склад можно назвать библиотекой. Именно в момент взаимодействия, попытки оживления консервированной мысли для впитывания её читателем, именно тогда является библиотека, как сумевшая передать и оживить. Ведь книга на неведомом языке не представляет никакой ценности, ибо ее консервы неоживляемы. Это лишь символ. Такой «вещью» можно подпирать стол или пускать в камин, ну или закрыть в надежде.
Но ведь книга – суть лишь носитель информации, а в последний век количество возможных носителей информации возросло многократно. Наиболее сложный для выяснения сути феномен – цифровая информация.
Возможности её существования настолько разнообразны и, одновременно, существо ее на гран материального и над-материального, так, что решение пространства ее существования столь же пространственно, сколько не пространственно.
Помимо классического преобладающего визуального восприятия, сегодня существуют множество различных решений предоставления как визуального, так и аудио, сенсорного, химико-биологического, обонятельного, вкусового, так и различных комбинаций этих характеров восприятия…
Суть библиотеки заключается в оживлении консервированного знания.
\\\
Наконец, новое начало: упадем в конкретику.
ситуация
Место, отведенное на проектирование университета, находится между 2 оживленными транспортными магистралями: проспектом Стачки и улицы 339 стрелковой дивизии с юга и севера соответственно. С востока участок граничит с дорогой интенсивного движения, но не широкой – Зорге, с запада – довольно тихая улица Мильчакова. Огромный перекресток стачки/зорге многолюден даже в ночное время. С востока , на улице Зорге, располагаются различне общежития, многоквартирные высотные дома, корпуса научно исследовательских институтов. С востока, на Мильчакова, учреждение федерального значения исследовательский центр «Квант», частные домовладения и многоэтажные дома. Район достаточно отдаленный от центра. Участок по длинной стороне более 1400 метров, с юга – 570 метров, с севера – 200.
Довольно сухого перечисления…
Факультеты, что это такое и почему оно есть так а не иначе? Факультет как слово означает возможность, способность. Это часть иерархической структуры учебного заведения, объединяющее родственные или близкие специальности. Порой, вместо факультета может использоваться слово «институт». Факультет объединяет в себе кафедры, которые специализируются на каком-то знании или ремесле. Кафедры при этом могут «обслуживать» студентов различных факультетов. Эта неурядица – выпадение из иерархии позволила усомниться в структуре. Это и позволило отойти от нынешней системы образования, доселе принимавшейся априорно.
Опыт старейших университетов богат, на него стоит обращать внимание, при чем в первую очередь. Образование там более свободно, поскольку основано на заинтересованности обоих сторон, спросе и предложении, а так же на необходимых предметах для какой-либо специальности. То есть «свободный человек» сам выбирает возможность впитывания, выбирая разных профессоров обязательно и дополнительно. Соблюдается свобода. Человек, имея возможность, сам является факультетом, способностью.
Так же российская система факультетов весьма затрудняет, точнее, бюрократизирует отношения меж направлений, кафедр.
По сути, факультетов как таковых тоже не существует, он над-материален, но в тоже время он не от свободы и не для свободы. Так в Оксфордском университеты есть 39 образований, имеющих статус колледжа и 7 общежитий, принадлежащих разным орденам, без статуса колледжа. Они, проводят семинары, а лекции, экзамены проходят централизованно, под управлением университетской администрации. Есть лишь направления, разные люди, идущие по ним и объединенные в коллегии.
Факультет – есть возможность. Их было 4, теперь больше, но не они объединяют, факультет есть лишь поток возможностей (юридических, медицинских, математических и т.д.)
коллаж-образ университета:
центр взаимодействия, связей, «конференц центр», котел постоянной варки «супа» свободных умов… Гора, с которой стекают потоки и ручейки направлений, не заполняющих какую-то часть, как уже данность, как прежде всего данное, мир, абсолютность. Эти направления впадают в море, жилье, город.
… во время одной беседы мы разыграли игру, назвав ее «границы», поочередно называя по одной пространственной или еще какой-либо границе, обосновывая, споря, выясняя общее и основное…
В мире множество пространств, которые являются границей между чем-то с каким то характером…
Я попытался применить эту игру на выявлении пространства университета. Там где шумно – выстроились горы, перетекли они в холмы, где стало тише. Из этого хребта «потекли» реки лабораторий и мастерских разных направлений вокруг «абсолюта», символического мира. И впадали в каньон жилья через буферную плотину.
Горы и холмы явились кафедрами и «конференц центром»; реки – лабораториями, НИИ и мастерскими; плотина, со всех сторон доступная и являющаяся буферным пространством, стала пространством спорта, как возможность разрядки эмоциональной и физической; каньон – город.
При этом горы, холмы и потоки вырастали вокруг мира, как лес растет у озера. И из леса в озеро вливаются смыслы, как свободные умы, как открытые для впитывания живого или консервированного. И озеро в мире стало тем хранителем консервированного знания, библиотекой.
При чем не просто библиотекой, а университетской библиотекой, полностью и неразрывно принадлежащей ему, и им же уже закрытой от города. Таким образом, лесному озеру не зачем защищаться песчаным или каменистым берегом от внешнего города. Значит, библиотека полностью ему открыта.