Автор: Александра Шилина
Парк в контексте города.
Природа – источник знаний, сосуд, наполненный идеями. Люди, способные на творчество, тесно связаны с природным началом, могут «брать» эти знания и являть их миру.
Горожанин – носитель знания и его открыватель. Знания составляют модель природы. Такое городское сооружение как парк — выражение отдельных вычлененных качеств этой модели. Неотъемлемая потребность человека в общении с природой заставляет его вносить это пространство в городскую среду. В дикой природе городской житель выжить не сможет, поэтому он моделирует пространство парка по характеру близкое природному, но полностью подконтрольное.
Средневековый город – сам по себе живой организм, не нуждался в природном, в нем отсутствовало пространство парка. Он был естественно выросшим. Однако в период Возрождения, выделения человеческого Я из общего и противопоставления его природе, средневековый город разрушился. В его ткани начали возникать совершенно отдельные вещи, между которыми буквально прорубались дороги. Таким образом гармоничное городское пространство было уничтожено. Его естественность утрачена. Именно в этот период и начали появляться городские сады. Гор. сад – иная форма воплощения животного в человеке.
Изначально парки были пространством природы. Но городу такое пространство оказалось чуждым, непонятным. Город стал изменять его, наполнять собственными смыслами – играми, развлечениями. Именно раз влечениями – разными влечениями. Парк – многосмысловое пространство, обращающееся к внутреннему миру человека, и каждый находит свое.
Городской сад — квартал, в котором действуют свои правила. Пространство парка дает возможность отбросить городские нормы и законы и выявить себя, свое природное существо.
По мере того как человеческое Я начало выделятся из общего, приобретало значимость, значительными стали и желания. Сад – попытка контролировать природу, сделать ее подчиненной. Это пространство стало местом надругательства над природой, заключения ее в рамки и интенсивного использования.
Особенность этого сооружения заключается в организации пространства с помощью живого растительного материала. Но если вне города растения – элементы гармоничной целостной системы, то внутри его они становятся штучным материалом. Сад в городе – не естественно выросший организм, а искусственно возведенный объект.
Этот проект реконструкции кинотеатра — есть попытка собрать все парковые РАЗвлечения в одном месте, тем самым освободив остальное пространство для природы.