Проект фундаментальной библиотеки ЮФУ.
Автор: Илья Семенов.
Я убежден, что существование любой земной жизни пространственно.
Как пример, можно привести создание хаток бобрами, устройство нор и берлог, строительство гнезд. Крона и корневая система деревьев так же пространственна. Из этого можно заключить, что архитектура, как пространственная реализация существования, присуща не только человеку, но и всей природе.
Однако все гнезда, все берлоги и норы похожи между собой самим принципом жизни. До тех пор берлога не будет похожа на гнездо, пока медведь не научиться летать. Человек так же не нарушает этих принципов. Наша архитектура при всем своем многообразии принципиально отличается друг от друга не более чем два гнезда.
Возможно, в сознании каждого вида заложены некоторые установки, предписывающие обустройство жизненного пространства способом, присущем данному виду. Назовем такие установки «Пространственным архетипом».
Надеюсь, я не ошибусь, если скажу, что всю человеческую архитектуру можно уместить в три основных архетипа: ДОМ, ДОРОГА и ГОРОД.
Город является особым пространством, состоящем из Кварталов и Улиц.
Город интересен тем, что представляет собой мировоззренческую модель современного человека. Искусственную природу созданную человеком.
Город структура исключительно социальная. Поэтому каждая отдельная социальная группа, следуя архетипу города, создает городское пространство.
Университет (лат. universitas — совокупность, общность).
Первоначально университеты нередко возникали на основе церковных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов (по философии, богословию, праву и медицине), а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов самостоятельно мыслить и проводить исследования (Википедия). Таким образом, цель университетов является производство нематериального знания, знания слова.
Словесное знание не приводит к созданию материальных ценностей. Оно направленно на развитее личности человека, пониманию его места в мире. Такое знание сверхчеловечно. (М. Мамардашвили)
Материальное знание направленно на создание вещи или на улучшение ее качеств.
В сознании производителя вещей словесное знание противопоставляется материальному. Производитель вещей считает словесное знание бессмысленным, бесполезным и даже вредным, так как оно не приносит видимой пользы.
В этом смысле университет выделяется из основной массы города в отдельное обособленное пространство. В средние века студенты и профессора проживали в одном доме, где они проводили ученые собрания и различные торжества. На этом этапе университеты выделяются как кварталы (гильдии), позже образуются целые городки.
Но подобное отделение имеет не только пространственный характер, но и социальный: Студентов Карлова университета считали как бы отдельным народом ‑ сословием. Их жизнь подчинялась своим, университетским законам. Городские власти не имели права наказывать студентов. Если они безобразничали (что случалось довольно часто), то их судил ректор — выборный глава университета.
Даже их язык отличался от общественного: В Карловом университете, как и в других учебных заведениях того периода (14 век) преподавали только на латинском языке. На латыни читали лекции, вели ученые диспуты, писали трактаты.
Таким образом, университет является особым социальным образованием, задачей которого является производство словесного знания. Пространственной реализацией существования такого образования является особый тип города – город словесных знаний или кампус.
Университет – это совокупность знаний и представлений о мире. Такие знания со временем стали называться научными (или, иногда антинаучными). Но при этом университет практически не имеет собственных «чисто» университетских пространств. Он похож на призрак. Все вместе – это университет, но по отдельности это: кафедры, аудитории, факультеты или общежития. Единственно университетские пространства только те, которые являют суть университета, как собирателя, то есть общие торжественные залы, в которых происходят различные ритуалы и традиции данного университета.
Библиоте́ка (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения»)
Если рассматривать библиотеку в широком смысле, то можно сказать, что это место хранения не только книжного знания, но знания вообще. Например знаменитая Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения.(Википедия).
Можно сказать, что университет – это одна большая библиотека, в которой учителя являются своеобразными живыми книгами, а книги, в свою очередь, являются уже умершими учителями.
В узком смысле библиотека – это полки и столы. Пространство, предназначенное для сохранения и передачи письменных источников. В структуре современной библиотеки это назначение выполняет особые пространства – книгохранилище и читальный зал.
Библиотека – центр сохранения знания. => Библиотека центр города, его площадь. Площадь пустота. Все меняется на ней, ничего не остается. Неопределенность. Библиотека должна вырасти из городской ткани. Город родит библиотеку.
Единственно возможный способ передачи знания – это контакт. Разговор или диспут высшая форма обучения, так как все стороны задействованы в получении и отдаче знания. Лекция, чтение книги или просмотр видео — и аудиозаписей менее развивающая форма передачи знания, так как одна сторона выдает уже сформулированные знания, другая же может только воспринимать их, без возможности обратного реагирования.
Именно второй способ передачи знания являет собой библиотека.