Проект музея оригами (сентябрь-октябрь 2009 года)
Автор: Станислав Смирнов
Размышления о музее
Музей – хранилище предметов культуры.
Если предположить, что культура – это живущее знание, то есть существующее, передающееся, воспринимающееся, актуальное или памятное, одним словом, реализующееся, то ее предметами можно считать воплощенное знание, то есть некая модель части природы, явления или предмета.
Музей, как зеркало, состоящее из осколков одного и того же зеркала, но только взятых из разного времени.
Зеркало каждой своей точкой отражает пучок света под каждым углом — разный. А, если эти кусочки, застывшие в своем отражении…
Каждый предмет в хранилище является осколком культуры, не только застывшим во времени, но и вырванном из своей среды, т. е. потерявшем свои координаты.
Каждый предмет в хранилище как предмет культуры потерял свой смысл и теперь является лишь знаком, будь то автомобиль или ложка. Иная ситуация происходит с предметами искусства. Эти предметы искушают природу, но показательно. Это как звери в зоопарке, они рычат, прыгают, но они перестали действительно существовать для своей сущности.
Музей – зеркало, собранное из одного разбитого зеркала, но каждый осколок изъят в разное время, как если бы мы путешествовали во времени и многократно разбивали зеркало, каждый раз беря осколок, но никогда из одного и того же места.
Так получается из застывших отражений одно, но не хаотичное, а различимое – это что-то или кто-то (представьте себя), только каждый ваш кусочек из разного времени, со своими характеристиками.
На данный момент могу выделить два типа музеев:
Музей предметов культуры.
Музей предметов искусства.
Но можно разглядеть еще возможные варианты. Например, явления природы: ветер, молния, осадки, смерчи, огонь и т.д. Ведь фактически мы собираем те предметы, на которых строится человеческая модель данного природного явления. Таким образом, получается сочетание предметов культуры и искусства. Так же такая форма получается и при других рассматриваемых примерах.
Но существуют примеры музеев явлений, например музей света (а именно световых эффектов, иллюзий, шоу), музеи пространственных ощущений (различные эффекты восприятия пространств).
Попробуем рассмотреть воссозданное зеркало. Каждый осколок застыл на каком-либо фрагменте, или на чем-то, связанным с деталью, или на окружении; но при этом между кусочками остаются видимые трещины, утраченные и недостающие его части. Как сам фрагмент мы можем бесконечно детально рассматривать, так и трещину: там тоже бесконечность пространства, ограниченная бесконечность.
Итак, музей – застывшее разбитое и склеенное зеркало, при общем рассмотрении воссоздающее образ, но при ближайшем – разные осколки, вырванные в разное время и помещенные в бездну настолько близко, чтобы возникал образ, но не настолько близко, чтобы этот образ ожил.
Форма рождается из идеи, имени, смысла.
Музей оригами
Место: тц «континенталь», пересечение пр. Буденновского и бульвара Пушкинская.
Первый изначально был дорогой на Таганрог, от речного порта. Пушкинская была почти границей города. Угол, на котором ныне располагается место, принадлежит парку Горького, где в низине находилась генеральская балка – коллектор, канализация. Итак, по состоявшейся своей сути это парк (смысл которого – развлечение, отдых, знакомство)
Место отведено огромное по площади.
Оригами – искусство складывания из бумаги. Это как скульптура, но материал столько же плоть, сколько и пространство, но только не для существования там. Сначала это лишь белый лист (по классическому принципу квадратный), который складывается определенным образом. Искусство оригами развивалось, вырабатывались новые принципы, все более сложные и непонятные способы. Это мокрое оригами, где формы плавные, что придает жизни фигурам; складывание по развертке: здесь формы уже сложные и не наглядные; и, наконец, модульное оригами, где фигуры складываются из сколь угодно большого числа модулей.
В последнее время очень распространен вид модульного оригами, который включает в себя остальные виды. Развертка, создающаяся почти всегда математическим путем, с помощью компьютерного моделирования, складывается разными способами. Получается в итоге динамическая фигура, которая, не теряя своего принципа, может деформироваться во всех направлениях.
Этот принцип также лег в основу моделирования динамических конструкций, используемых в архитектуре.
Но такие рассуждения – уход в вещь, но не в смысл или суть искусства оригами.
Оригами – искусство складывания из бумаги. В основе – белый лист правильной формы. Белый цвет как символ бесконечности, чистая форма как символ вечности. В разных искуссствах можно проследить этот смысл. Поэт, ничего не написав, как и художник, ничего не изобразив, может оставаться писателем или художником всю жизнь, лишь не замарав белый лист. Здесь может появиться что угодно, и эта возможность порой намного выразительнее и чище, чем что-либо конкретное.
Так и в оригами, Белый лист и чистая форма как абсолютная истина, божество.
Все материальное существует в пространстве, и может быть выявлено благодаря свету. Свет направленный выявляет форму, свет рассеянный выявляет дух, не дает обмануться вещественностью.
Именно существво белого листа взято мною за основу. Как явить его, чтобы он порождал пространство духа, где и будет жить музей оригами.
\\ оригами родилось в японии \\ в кругах священных, сначала как сопровождение церемоний \\ позже перешло к аристократии и являлось признаком хорошего тона и высоких манер \\ самурай – верх японского благородства. Самурай камень с виду, буря внутри.
В музее теперь существует не только абсолют, но и то что его окружает и под ним находится, это и есть та буря, которое снаружи как камень.
Эту бурю накрывает белый лист, который рассеивает направленный свет, и рождает дух. что до фасадов, то Музей оригами и есть оригами, но это вещественный подход. Там, где музей соприкасается с улицей (Буденновский и Пушкинская), он должен выражать смысл этого белого чистого листа. Но такого, который останавливает материальность формы, оставляя за собой только дух. Как можно это сделать. Наверно, расположить вечно изменчивое, материальность формы которой остается на листе.
\\ деревья\\
Но они будут там где есть солнце. С северной стороны его нет, там вход, вход как расщелина, через которое видна буря, развивающаяся внутри. Деревья, тени от которых падают на чистую поверхность белого листа, сами по себе являются предметом созерцания, выявляя смысл самого музея.