Пространство университета
Как было сказано в предыдущих текстах, город – поселение людей-отщепенцев, собравшихся вместе для обмена знаниями. Образование городского пространства – определенный этап эволюции человечества. Т.е. город становится первым шагом к отходу от единства с природой, к превосходству знания о природе над ней самой.
Следующим этапом развития городского пространства в этом плане становится выделение университета, как концентрации городского смысла.
Интересной, на мой взгляд, является такая особенность города, как выкристаллизовывание определенных смыслов. Изначально средневековые города были органичным единством, целостностью. И со временем, в результате определенного развития, в них начинают выделяться парки, университеты, в дальнейшем промышленность… Все эти пространства изначально были растворены в городской среде, органично сплетаясь друг с другом.
Т.о. возникновение университетов – следующий этап эволюции. Город переходит на новый уровень и выделяет из себя это образование, которое по своему смыслу уже перестает принадлежать пространству одного города. Университет становится самостоятельным, практически автономным.
Термин universitas означает «совокупность», «весь, взятый в совокупности». В то же время слово universitas означало также «товарищество», «коммуна». Поэтому первые университеты были образованы как universitas studentium («товарищество преподавателей и учащихся»). В XII в. начале XIII в. эти товарищества стали именоваться просто университеты.
Т.е. университет изначально образовался как объединение людей с одним видом деятельности (гильдия). Если рассматривать это явление с пространственной точки зрения, мы получи квартал, квартал studentium, людей науки. Наука становится отраслью деятельности. Но университет не часть города. Он стоит как бы над ним, вне. Университет – пространство обнаружения знания, его хранения и передачи. Знание, появляющееся в университете, не может принадлежать одному городу, оно универсально.
Средневековый город был единым организмом, а его новое образование было создано для изучения этого организма и окружающего мира. Т.е. университет не был частью системы, а стоял особняком (взирая на мир).
Но, как порождение городского пространства, университет унаследовал и его систему организации. Т.о. мы получаем город в городе, и даже больше: государство в государстве. В составе университета есть и свои общественные и частные пространства, свои площади, кварталы, парк. Существуют свои законы и система общественных отношений.
Образование университетов логичный этап эволюции городского пространства. Это образование вобрало в себя основной смысл города – выработку, хранение и передачу знания. Пространство университета образовано для создания благоприятной среды для «искушения» природы, для творчества.
Т.о. университет – это пространство знания, знания в чистом виде. Библиотека в университете – его суть, отражение его внутренней работы.
На дверях одной из первых публичных библиотек Европы написано: «Всякий изучающий науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами – это неприятно музам. Если ты найдешь кого здесь уже сидящим, почтительно поклонись молча и не занимай болтовней: здесь умершие говорят с занимающимися».
То есть библиотека, как и музей, пространство сохранения культуры, где знания всех времен сосредоточено в одном месте. Именно в пространстве библиотеки отражается все человеческое, неприродное, разумное. Библиотека – хранилище опыта поколений.
При этом библиотека – динамичное пространство культурного обмена. Знания живут в передаче, а библиотека, как центр притяжения знания, словно магнит, вбирает его в себя.
Библиотека – место, где сплетаются разные времена, разные эпохи, разные люди. Сплетаются и взаимодействуют. Знание сконцентрировано. Чем отличается знание живое от законсервированного? Возможна ли библиотека как пространство консервов, если знание существует только во взаимодействии? Т.е. какова библиотека сейчас, если средства хранения, т.е. физические носители изменились, изменилась система обработки информации, цифровые технологии. Информация стала во много раз доступнее, живее. Есть видеоизображение, есть аудиозаписи, появляются интерактивные инсталляции, голограммы. Книга, которую необходимо воспроизводить, которую имеет материальную форму, уходит на второй план.
Современная библиотека, если ее рассматривать как хранилище знания (консервы), может уместиться в нескольких компьютерах. Книга перестает быть пространством знания, она превращается в предмет.
Ценность библиотеки в создании пространства жизни знания, но при этом оно может не зависеть от конкретного места. Пространство можно организовать множеством способов. Ведь идя по городу, надев наушники, создаешь свое личное пространство, исключенное из всего остального. Т.е. пространство библиотеки – пространство жизни знания, его обмена, где один источник безлик, а второй вполне конкретный человек. Следовательно, это место общения, но не с реальными носителями, а с их структурированной формой мышления.
Важно: суть университета в жизни знания. Но оно становится ярче и многогранней, когда включено в контекст и затрагивает личные переживания и психологическое состояние конкретных людей. Знание начинает прорастать в человеке, не становится абстрактным. В этом огромный плюс живого общения, беседы. Смысл такого знания не в его фиксации на любом носителе, а в его «прорастании», чтобы оно не стало голым фактом, а стало частью человека. Но библиотека не дает контекста. Для верного интерпретирования знания, собранные в библиотеке консервы, должны быть структурированы по определенным правилам. Зафиксированные знания оживают только при их воспроизведении. Только когда между читателем/слушателем/зрителем и носителем возникает это удивительное пространство жизни знания, тогда и происходит обмен.
Библиотека, как скопление знания, может жить не в одном месте, она не зависит от места. Если рассматривать ее как хранилище – она теряет свой смысл, если библиотека – собрание и воссоздание пространства знания, то ее как материально существующего объекта может и не быть. Библиотека сейчас не зависима от времени и места, т.е. это пространство может возникнуть в любом месте и в любое время.
Встает вопрос: что в наше время считать библиотекой? Она передает знание – знание как основа человеческого в человеке. А такое знание хранится не только в текстах, но и в зрительных образах, звуках и конечно в живом общении. Следовоательно, современная библиотека должна впитать в себя, сконцентрировать все эти носители, чтобы они жили во взаимодействии, дополняя картину мира, побуждая к действию все способы восприятия, организовывая пространство знания.
Университет – государство. Имеет свои правил, законы, традиции. Но это образование не имеет своего физического тела, оно нематериально. Это виртуальное пространство имеет огромную силу, связывая пространства наук, личные пространства в общую систему, при этом составные части физически могут не объединяться, находясь в разный частях города (например, Болонский университет) или выходить за пределы города (университет в Сиене).
Университет — пространство живого знания, включающее в себя все науки. И в идеале они должны взаимодействовать, расширяя и обогащая научное представление о мире. Именно это пространство создает многообразную динамичную среду, способствующую рождению знания. Здесь они варятся, преобразуются. Эта среда направляет и дает повод задавать вопросы. Пространство университета способно собирать людей, искушающих природу.
Смысл слова university – объединение, собирание знания для взаимодействия. Нет смысла разграничивать его части. Необходимо давать возможность разным научным знаниям взаимодействовать, обмениваться продуктами. Мир – целое, из него невозможно вычленить нечто отдельное не нарушив гармонию. Поэтому и знание, как модель мира, модель природы, должно быть целым.
Главным, на мой взгляд, в структуре университета должно стать уникальное общее пространство жизни живого знания. Оно должно включать в себя общение, постоянные семинары и дискуссии.
При этом в университете существует другое, противоположное общему, пространство уединения («кельи»). Оно дает возможность обратиться лицом к лицу к Природе и знанию, и вырастить эти знания через свое мировоззрение и опыт.
Между этими полярными пространствами и вырастает пространство факультетов. Но оно не должно создавать границы и замыкаться в себе. В составе единого пространства университета оно должно быть максимально прозрачным.
Существует иная форма существования факультетов, обусловленная расположением в городской ткани. Город — как образование, сходное по строению с университетом, и имеющее свои правили и законы – чужд последнему. Университет на протяжении всей своей истории отгораживался вовнутрь.
Отдельные факультеты, разбросанные по городу, замыкаются вокруг общего пространства. В большинстве случаев это двор. Именно отдельное разрозненное существование заставляет эти пространства отгораживаться, обращаясь внутрь себя. При этом зеленый двор как бы является символом Природы. Это некое условное пространство, символ «идеала» мира. В большинстве случаев внутренний двор даже не рассекался дорожками, был ценен сам по себе. Двор, окруженный галереями, является объединяющим ядром пространства факультета.
Пространство университета дает возможность «играть» со знанием, подступать к нему с разной стороны. Знание должно вырастать в человеке. Университет дает возможность включенности в пространство знания обоих сторон и воспринимающей и дающей. И именно во взаимодействии процесс обучения будет максимально эффективным.