Музей Ростова-на-Дону

Музей Ростова-на-Дону

Музей Ростова-на-Дону (сентябрь-октябрь 2009 года)

Автор: Илья Семенов

Размышления о Музее

Слово «Музеи» произошло от греческого слова «Мусейон» — храм муз. Музы – покровительницы девяти искусств и одновременно их олицетворение. Следовательно музей – это место где поклоняются искусству.
Искусство есть процесс постижения Природы, познание ее частей.
Результатом постижения Природы является Знание, которое лежит в основе нашей Культуры.
Знание не может существовать само по себе. Оно может храниться только в живых людях.
Материальным воплощением Знания являются Вещи.
Вещь имеет утилитарное значение, она создана для чего-то. Но, так как Вещь является воплощенным знанием, то она несет в себе частицу этого знания.
Сохраняя вещи, мы частично сохраняем знание, а значит Культуру.
Сохранение Культуры есть наиважнейшая задача человечества.

Почему?

Скорее всего, подсознательное стремление человечества к сохранению своих культурных слоев есть результат огромного множества факторов. Перечислить все невозможно, но я постараюсь выделить некоторые.

Цепляясь за накопленные вещи, человечество приобретает чувство основы, тот фундамент, опираясь на который, каждый может с гордостью сказать: «Я – Человек, а не животное!» Ссылаясь на своих предшественников, мы можем возводить свою новую цивилизацию, и все наши поступки будут оправданны перед Вечностью, потому как, мы не начинаем нового, а продолжаем старое.

Другая сторона это История.

Дело в том, что, собирая Вещи, изучая их и складывая в определенном порядке, мы получаем некоторое представление об образе жизни тех людей, которых уже давно нет.

Причем, если поменять порядок расположения вещей, то и измениться получаемое представление. Совокупность таких представлений есть История. История – это попытка человека воссоздать Время. В наше время господствует линейное представление Истории. С этого ракурса человечество непрерывно прогрессирует, что несомненно льстит всем нам.

Когда мы вынимаем вещь из пространства в котором оно существовало и помещаем условно в «шкаф», происходит отсечение утилитарного смысла вещи. Теперь это объект для изучения. Теперь это объект Культуры При большом количестве таких вещей мы получаем представление о культуре, но оно вещественно. Вещественная культура. При наличие текстов, песен, приданий, мифологии мы насыщаем вещественную культуру, получая мертвую культуру. Т.е. образ, наше представление о том, как жили люди, которых больше нет.

Я не знаю способа вдохнуть жизнь в нее.

Итак, мы определились c Формой (по Л.Кану). Музеи являют собой хранилище Культуры.

Для сохранения Культуры необходимо:

Сохранить от разрушения ее вещественные проявления.
Изучить эти проявления для получения Знания.
Влить полученное Знание в Культуру т.е. открыть обществу.
Отсюда получаем три основных пространства, составляющие музей: пространства Сохранения, пространства Изучения, пространства Показывания.

Пространственная эволюция проекта «Музей»

Первоначально проект музея создавался для культуры донского казачества. По этой причине я изменил предлагаемый участок строительства на место более приближенное к Дону т.е. участок близ пересечению улиц Чехова и Седова, откуда открывается прекрасный вид на Дон.

В процессе ознакомления с казачьей культурой, мною были выделены три пространственных особенностей казачества:

– Мой дом – моя крепость;
– Для каждой службы – отдельное строение;
– Казачий круг.

Круг в культуре казачества занимает центральное место. Это не просто место, Круг это своеобразный демократический образ жизни. На кругу решались все сколь-нибудь важные вопросы. В кругу все казаки равны.

Эти особенности выли выделены в первом коллаж-макете, в котором пространство круга родило цилиндрическую форму.

При дальнейшем изучении (по книге Козаченко А. С. «Пространственная культура казаков Нижнего Дона конца XVI – XVII вв. ») появился образ пути казачества от природного образа жизни к городскому.

Этот путь, вылившийся в образ ручейка бегущего от реки к городу вверх по склону, стал осью всего музея, на которую, как на ниточку, одевались бы все наши пространства.

Но проблема обязательного возвращения к гардеробу вынудила нас замкнуть путь на себя.

Таким образом, наш кривой спуск превратился в пандус, сужающийся к низу наподобие штопора. Снизу нас поднимают лифты и выводят прямо к гардеробу.

Пандус преобразил цилиндрическую форму в коническую.

В центре конуса изначально находился макет Черкасской крепости, но после анализа проделанной работы, мы пришли к выводу, что данная форма отражает не только пространство казачьей культуры, но и любой культуры, в чьей основе лежит площадь. Такой культурой является и городская.

Близость архитектурного памятника «Парамоновские склады» и отсутствие казачьего культурного слоя привели нас к выводу, что культура города Ростова – на – Дону была бы более уместной в этом проекте. Этим выводом я ни в коем случае не отрекаюсь от казачьей культуры, наоборот я говорю, что данная форма является универсальной музейной формой для любой культуры. Достаточно поместить в центр конуса символ выбранной культуры. Я поместил макет крепости Дмитрия Донского.

Автор: Илья Семенов